Александровский муниципальный округ Бардымский муниципальный округ Березовский муниципальный округ Большесосновский муниципальный район Верещагинский городской округ Гайнский муниципальный округ Горнозаводский городской округ Город Березники Город Кунгур Город Пермь Городской округ "Город Кизел" Городской округ "Город Кудымкар" Гремячинский городской округ Губахинский городской округ Добрянский городской округ Еловский муниципальный округ ЗАТО Звездный Ильинский городской округ Карагайский муниципальный округ Кишертский муниципальный округ Косинский муниципальный округ Кочевский муниципальный округ Красновишерский городской округ Краснокамский городской округ Кудымкарский муниципальный округ Куединский муниципальный округ Кунгурский муниципальный район Лысьвенский городской округ Нытвенский городской округ Октябрьский городской округ Ординский муниципальный округ Осинский городской округ Оханский городской округ Очерский городской округ Пермский муниципальный район Сивинский муниципальный округ Соликамский городской округ Суксунский городской округ Уинский муниципальный округ Чайковский городской округ Частинский муниципальный округ Чердынский городской округ Чернушинский городской округ Чусовской городской округ Юрлинский муниципальный округ Юсьвинский муниципальный округ
Вернуться к списку
Экономика
Маркировка молока. Ответы на часто задаваемые вопросы

На 7 сентября в эксперименте более 6300 участников - 398 производителей; 123 импортера; 537 представителя оптового звена; 5317 представителей розничного звена.

В рамках эксперимента эмитировано 5,3 млн кодов маркировки и уже проведено тестирование движения маркированной продукции на всех этапах товаропроводящей цепи (ввод в оборот, передача права собственности по универсальному передаточному документу, вывод из оборота с использованием контрольно-кассовой техники).

По тем категориям, для которых маркировка уже является обязательной, система позволяет прогнозировать дефицит, определяет наличие продукции в конкретном регионе и городе, запасы на складах и цены на товары.

Что такое маркировка?

Маркировка необходима для обеспечения прослеживаемости каждой единицы продукции и создания цифровой копии каждой отрасли. Производитель наносит на каждый товар уникальный код, далее при передаче собственности в систему передается универсальный передаточный документ (УПД), фиксируется текущий собственник товара, при сканировании кода на онлайн-кассе магазина фиксируется выбытие. То есть система отслеживает путь движения товара от производства или импорта до продажи и до покупателя – в течение всего срока жизни товара на рынке.

Какое законодательство регулирует маркировку?

Распоряжение Правительства РФ №792-р от 28 апреля 2018 г. «Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» – определяет перечень продукции (в том числе молочной), входящей в маркировку. Распоряжение Правительства РФ №806-р от 30 марта 2020 г. – о проведении эксперимента по маркировке молочной продукции до 31 декабря 2020 г.

Какие сроки введения обязательной маркировки?

Эксперимент проходит с июля 2019 г. по декабрь 2020 г. Поэтапно с 20 января 2021 г. по 1 октября 2021 г. маркировка становится обязательной для разных категорий молочной продукции: с 20 января 2021 г. – молока и сливок (со сроком хранения 28 суток и более), мороженого; с 1 июля 2021 г. – молока и сливок (со сроком хранения менее 28 суток), сгущённого молока, сыра, сливочного масла, творога и безалкогольных напитков с молочным жиром; с 1 октября 2021 г. – кисломолочных продуктов (пахты, йогурта, кефира и прочих).

Какие предполагаются послабления и льготы для маркировки молочной продукции?

  • Освобождение от маркировки продукции весом 30 граммов и менее.
  • Бесплатные коды для детского и лечебного питания.
  • Остатки продукции, произведенной до ввода маркировки, не маркируются.
  • Для фермерских хозяйств, самостоятельно осуществляющих розничную продажу продукции, – отсрочка по обязательной маркировке до 1 октября 2022 г.
  • Сканирование DataMatrix-кода при продаже через кассу наступает позже – с 1 октября 2021 г.
  • Поэкземплярный учет – с 1 февраля 2022 года.

Зачем нужна маркировка, если контрафакта в молочной продукции не так много?

Цифровая маркировка позволяет справиться с любыми видами нелегальной продукции, включая контрафакт, фальсификат, контрабанду и другие формы незаконного оборота. Данные статистики показывают так называемые «не наблюдаемые статистикой» производство и импорт (то есть нелегальный уровень) в 2018 году по питьевому молоку – 18%, сыру – 15%, маслу – 28%.

Зачем нужна маркировка, если имеется система «Меркурий»?

Система «Меркурий» призвана контролировать биологическую безопасность животноводческого сырья и осуществляет документальное сопровождение партий продукции (ветеринарными сопроводительными документами – ВСД). Маркировка же обеспечивает индивидуальное прослеживание каждой единицы готовой продукции от завода до кассы и до потребителя. Обеспечение полной прослеживаемости молочной продукции требует интеграции систем, что позволит гарантировать легальность и безопасность продукции «от поля до покупателя».

Почему это две совершенно разные системы:

«Меркурий». сопровождает цепочку продукции документально, поэтому система является разрешительной – без «гашения» предыдущего ВСД и создания нового в привязке к предыдущему, перемещать товар запрещено. Тем не менее, подобный механизм не позволяет сделать выборочный контроль – нельзя сопоставить конкретную единицу товара (выбрать случайным образом на складе или полке) и ВСД – что упрощает возможность попадания нелегальной продукции в оборот.

Маркировка. Однозначно идентифицирует производителя/импортёра каждой единицы товара, объёмы производства и выбытия, используя кассы (система интегрирована во все онлайн-кассы в стране) – создается цифровой двойник всей отрасли. Контроль выбытия на кассе защищает от вброса нелегальной продукции (для защиты от вброса нужен контроль минимум двух точек – ввод в оборот [производство/импорт] и выбытие из оборота в рознице).

Система маркировки в момент ввода товара в оборот связывает код маркировки с производственным ВСД, предотвращая вброс нелегальной продукции (для вброса нужно знать пВСД и дату производства, а они известны только в момент производства, с учётом высокой оборачиваемости – невозможно успеть произвести товар с таким же кодом маркировки, пВСД и датой производства). Сравнение объёма произведённой продукции по пВСД и затраченного на неё сырья из «Меркурия» с введённым в оборот объёмом продукции и её выбытием через кассы позволяет со 100%-ной точностью выявить точки вброса нелегальной продукции в оборот.

На данный момент разработаны три модели взаимодействия системы маркировки и «Меркурий». Интеграция систем уже успешно работает на реальных производителях.

О том какие действия необходимо предпринять производителю – в обучающем центре ЦРПТ.

Что означает «общественный контроль» в маркировке?

Создано мобильное приложение для потребителей («Честный знак»), что позволяет реализовать общественный контроль всей продукции. Любой человек в любой момент времени может просканировать код маркировки и убедиться в легальности продукции, а также узнать всю информацию о ней – производитель, состав, даты, сроки годности и т.д. Приложение уже скачали 1,3 млн раз, проверили 14 млн товаров.

Какие инвестиции потребуются производителям? Звучала информация, что на фабрику, которая обрабатывает 150 т молока в сутки потребуется от 50 до 100 млн рублей.

Подобные расчеты значительно преувеличены. Инвестиции всей отрасли, в которой тысячи участников, составят не более 4 млрд. руб.

Стоимость внедрения, по результатам эксперимента, составляет 5-10 коп на ед. продукции (0,1%-0,2% от цены продукта). На фабрику 150 тонн с 10 линиями (крупное производство) на оборудование потребуется максимум на все линии 5-15 млн. руб., на ПО 700 тыс – 2,5 млн. Кроме того, на рынке есть решения, предусматривающие не только покупку, но и аренду оборудования и ПО, что резко снижает стоимость. Выбор остается за самой компанией.

Эксперимент проводится для того, чтобы для каждой компании был найден оптимальный вариант внедрения – с минимальными затратами и операционными процессами.

Для комфортного перехода отрасли к работе с маркировкой при участии оператора системы было разработано решение цифровой печати переменных кодов в типографиях, где производители заказывают всю упаковку. Для производителей это значит отсутствие необходимости приобретения и оснащения своих линий печатающим оборудованием. Типографский способ нанесения минимизирует любые изменения производственной линии.

Важно помнить, что на этапе эксперимента ЦРПТ берет на себя затраты на внедрение (оборудование и ПО) маркировки у участников эксперимента. Таким образом производители смогут пройти промышленное внедрение процесса за счет ЦРПТ.

В эксперименте протестирована возможность и технологии нанесения кодов на все типы упаковок.

При этом, согласно расчетам, уход с рынка нелегальной продукции приведет к дополнительной выручке легальных производителей на уровне 60 млрд. руб в год и повлечет снижение стоимости для потребителей в пределах 3,5-4%.

Требуется переход на новую систему учета товаров? Насколько велики эти затраты?

Система маркировки интегрируется с существующими учётными системами. Есть модуль 1С по работе с маркировкой, и более 30 интеграторов ПО с собственными решениям. Список компаний-интеграторов размещен на сайте честныйзнак.рф. Как и в предыдущем пункте, выбор системы и стратегии действий (менять поставщика решений или оставаться в рамках существующих систем) остается за самой компанией.

Как работать типографиям?

Технологически код может наноситься как стикерованием или печатью на производстве, так и в типографии – при заказе упаковки. Последний

способ – наименее затратный и по финансам, и по трудовым ресурсам. Сейчас ЦРПТ взаимодействует с 86 крупными типографиями. 61 типография подписала соглашение о сотрудничестве с ЦРПТ и выразила свою готовность участвовать в эксперименте, из них 34 типографии уже подключены к системе, оснащены необходимым программным обеспечением для работы с кодами маркировки и готовятся к нанесению кодов маркировки на молочную продукцию в промышленном масштабе. 27 типографий ожидают подключения к системе. Суммарная производительность типографий, готовых к маркировке, – 13,7 млрд. единиц продукции в год.

Насколько обременительна подготовка к работе с маркировкой для торгового звена?

Для розничного звена затраты минимальны. В розничном звене система строится на платформе онлайн-касс, использование которых является обязательным для розницы по 54 Федеральному закону 2016 года. Возможным новшеством для магазина может стать приобретение сканера, считывающего двумерные коды (1. Большая часть розницы пользуются этими сканерами и сегодня; 2. Для тех, кто не пользуется, стоимость сканера – от 2,5 тыс. руб.). Регистрация в системе занимает менее одного часа. Магазинам, которые уже в системе с другой маркированной продукцией (сигареты, обувь и т.д.) не нужно регистрироваться повторно.

Где

Губаха

Когда

16 сентября 2020, 10:42